на главную карта сайта
 

Как и зачем обучать детей горным лыжам

1. Зачем учиться катанию на горных лыжах?

Горные лыжи выбирают потому, что это - жизнь, движение, это воздух, это экстрим. И это - элемент престижа. Это модный современный вид спорта. Но по своей практике скажу, что чаще приводят своих детей обучаться те, кто сам имеет отношение к горным лыжам. Эти люди знают, что это такое, что это - здоровье, что это интересный и захватывающий вид спорта. Это спорт смелых.

2. Когда начинать учиться кататься на горных лыжах?

Стартовый возраст для начала занятий - 4 года. Это рано,- скажете вы, но в связи с тем, что всё прогрессирует очень быстро и созданы хорошие условия для обучения горным лыжам, детей стараются ставить на лыжи уже с 4 лет. Возраст, когда уже хорошо работает разум и развиты определённые физические качества, – это 6 лет. Дети 4-6-7 лет - очень пластичный материал для развития физических и умственных способностей. Это помогает физическому развитию ребёнка и его успеваемости в учёбе.

Практика показывает, что уже с 4 лет можно заниматься и на основе игровых упражнений и заданий достигать того, что хочет тренер.
Ребёнок пластичен, гибок, тренер лепит из него то, что хочет, то есть спортивного, развитого человека.

Лучше в детском возрасте развиваются быстрота и гибкость. Главный акцент сделан на развитие этих двух качеств. Быстрота движения и реакции. Мы используем для этого, например, бег с ускорением и челночный бег.

3. Преимущества обучения горным лыжам с профессиональным тренером

У желающего поставить ребёнка на горные лыжи всегда есть альтернатива: отправить к тренеру или ставить на лыжи самому. Можно ставить ребёнка самостоятельно, и заниматься с ним индивидуально. В этом случае родители сами вывозят его на соревнования. Но ответственность за то, что получится, несёт родитель. Если вы приводите ребёнка к профессиональному тренеру, у вас есть с кого спросить. Потребовать результатов. Методика играет очень большую роль. Методика – это успешность за определённый промежуток времени. Потому, что тренируясь 4-5 лет, можно прийти к тому же результату, что и за 2 года при правильной методике. Профессионализм и энергетика тренера – основа успешной методики. Тренер строит процесс тренировок таким образом, чтобы подтянуть отстающих до уровня успешных. При выборе тренера очень важный фактор – это авторитет и его собственная заинтересованность.

Чем тренер отличается от инструктора? В один день через руки инструктора проходит большое количество народа. Его задача научить новичка не падать и управлять лыжами. А тренер видит намного вперёд, он предвидит технические ошибки. Он знает, что ошибка может привести к закреплению неверных навыков, поэтому занятия с тренером более эффективны, чем занятия с инструктором.

Большое значение в занятиях с тренером имеет общая физическая подготовка (ОФП). Поэтому мы начинаем работать сначала в зале, а уже затем на горе. ОФП и подготовка опорно-двигательного аппарата необходима, поскольку идёт большая нагрузка на кости. В любом случае, в самой технике спуска на горных лыжах есть сотрясающие движения, а на скорости эти движения и колебания могут привести к травме.

Помогает избежать травм и предвидение ситуации. Ребят на занятиях в зале я прежде всего учу слышать. Они должны слышать то, что я говорю. Уметь сконцентрировать внимание. Так же я учу их видеть. Всё это выражается в игровых ситуациях, а на горе я прежде учу чувствовать лыжи. Не упираться, а скользить.

Бывают ситуации на соревнованиях (соревнования - это стимул), когда без чувства скольжения, просто выполняя то, что говорил тренер, ребёнок не выиграет. Он должен чувствовать, как под ним работает лыжа. Вот это чувство я вырабатываю у детей на своих занятиях. Хотя на первый взгляд кажется, что мы играем. В игре ставится определённая задача. Игра стимулирует. Потому что дети не должны в эмоциях забывать, что и как они делают. И через пять лет они способны перерасти своего тренера.

Для маленького ребёнка большая физическая нагрузка – это стресс, хотим мы этого или не хотим. В рамках занятия необходимы паузы, которые дают отдых мышцам, переключают на другие виды деятельности, влияющие и на умственную работоспособность.

Физиология тоже играет свою роль. Большого и крепкого ребёнка в группу возьмут сразу, но если ребёнок маленький и худенький – это совсем не противопоказание. Настоящие противопоказания - только серьёзные хронические заболевания.

4. Где учиться под Питером?

Практически в любом горнолыжном центре есть бейби-лифты.

То есть, практически все горнолыжные курорты оборудованы детским склоном. Иногда это огороженные, отделённые склоны. На Орлиной горе от большого склона есть ответвление. Он пологий и короткий, но он не огорожен сеткой, он общий. Есть детский подъемник. Лучшие и самые безопасные детские склоны, это те, которые отгорожены сеткой от основных.

Наиболее безопасные склоны это: Охта-Парк и Красное озеро.

На Петровском склоне в этом году лично старшим тренером было заявлено, что во время тренировок детей на маленьком склоне никого больше не будет.

В целом, на любом горнолыжном курорте есть возможность катания на лыжах для детей.

Наиболее зарекомендовавшие себя горнолыжные школы в Ленинградской области по профессионализму тренеров и результативности воспитанников это:

  • Школа Остроглядовых. Ей надо отдать дань уважения. Они отработали 25-30 лет и подготовили не одного чемпиона России.
  • Охта-Парк. Там есть определённая методика, работает энергичный тренерский состав, возглавляет который Людмила Владимировна Кедрина.
  • Школа Ленинградской Области. Там теперь созданы условия и открыто финансирование. Старший тренер – Новожилов А. А., помогает ему старейший тренер Орлов В. Н., который подготовил много чемпионов СССР.
  • На Орлиной Горе тоже хороший состав и коллектив, но это школа пока молодая. Время покажет, как она проявит себя впоследствии.

Отдавая ребёнка в горнолыжную школу нужно рассчитывать бюджет таким образом: снаряжение обойдётся примерно в 300 долларов США, сами занятия (например, в школе Н. Захаровой) по 100 долларов в месяц, мы занимаемся 7 месяцев в году. Значит, приблизительный годовой бюджет (снаряжения и занятия) составит от 1000 до 1300 долларов. Если вы ориентированы на большой спорт, то нужно учесть, что выезды за границу, без которых невозможно обойтись, - дело дорогостоящее.

Календарь занятий следующий:
До-снеговая подготовка в зале детей от 4 до 6 лет – это 2 месяца. Занимаемся во второй половине дня три раза в неделю по два академических часа. После зимнего сезона ещё месяц ОФП, а в летний период - обязательно отдых. Начиная с 9 лет и далее желательно захватывать и летний период, не прерывая тренировочного процесса, независимо от того, хочет ли ребёнок или родители показывать высокий результат.

5. Снаряжение для детей

Сейчас даже детские горные лыжи выпускаются карвинговые, то есть приталенные. Подбираются они по росту и по весу. Они должны быть ребёнку по нос или по лоб. Крепления надо правильно подогнать. За этим следит тренер. Они должны отстёгиваться в травмоопасной ситуации. Жёсткость ботинок варьируется в зависимости от марки. Главное, чтобы ребёнок смог их «продавить». Они должны быть мягкие. То есть, при примерке ребёнок пробует понаклоняться вперёд. При подборе ботинка носок - высокий. Он не должен заканчиваться на стыке с язычком ботинка, чтобы не натирать. Ботинок - чуть-чуть наклонён вперёд, чтобы колени сгибались. Ребёнок держит корпус в правильном положении с небольшим наклоном вперёд. Можно сказать, что, например, фирма Nordica выпускает довольно жёсткие ботинки. Мы рекомендуем детские ботиночки фирм Rossignol или Atomic. Обязательна каска и очки.

leftСтатья Натальи Захаровой -
Мастера спорта СССР
тренера высшей категории
Телефон: 8 (921) 317-7516
email: nv_zakharova@mail.ru
Горнолыжные туры в:
Казахстан