ПИТЕР - ХИМОС НА ВЫХОДНЫЕ

 
Отзывы

Рейтинг курортов

АВТОР: Tsn
Январь 2005

http://tikho.autotravel.org/Fotki/Himos2005/Himos.html

 
Получив с женой 25 января годовые финские многократки решили открыть их, совместив это с дальнейшим исследованием ближайших к Питеру финских горнолыжных курортов.

Если кто не знает, то шенгенские годовые визы имеют особенности, которые просто так с наскока не сразу поймешь. Если в визе написано, что срок ее действия с 25.01.2005 по 24.01.2006 на 45 дней, то на самом деле это означает, что общее количество дней на год дается 90, но по хитрому алгоритму. 45 дней выделяются на первые полгода, а эти 6 месяцев исчисляются не с начала срока действия визы, а с даты первого въезда. А вторые 45 дней можно использовать только по прошествии 6 месяцев с даты первого въезда и до конца срока действия визы. И неиспользованные первые 45 дней не приплюсовываются ко второй половине срока. По сути, это две многократные визы по 45 дней за цену одной. Первая действует полгода от начала первого въезда, а вторая - в оставшийся срок до окончания визы 24.01.2006.

Главный вывод из этих мутных объяснений - это то, что первый въезд в Финляндию лучше делать как можно раньше после получения визы.

Кататься на лыжах в Финляндию мы ездим исключительно на выходные, а более длинный отпуск на горных лыжах предпочитаем проводить в Альпах. Одно из самых популярных мест для катания в окрестностях Питера - Коробицино, где есть несколько склонов с перепадом чуть более 100 м и современными бугельными подъемниками. Поэтому ехать в Финляндию, мне представляется, имеет смысл только на не менее высокие склоны.

В радиусе 450-500 км выбор не так и велик. В прошлом году мы побывали в Тахко (перепад 200м) и Коли (230 м). Есть еще Химос с перепадом 100-130 м. Я относился с недоверием к этому курорту, и вот представилась возможность опробовать и его.

При планировании такой поездки в первую очередь встает вопрос о ночлеге. Возможны следующие варианты:

1. Ночевка в России вблизи границы (например, около Выборга-Светогорска или в Сортавале-Вяртсиле), откуда утром можно добраться до горы и покатавшись часа 3-4 вернуться домой. Это вариант для поездки в субботу или воскресенье.

2. Аналогично варианту 1, но ночлег в Финляндии поближе к горе. Это предпочтительней, т.к. нагрузка на второй день меньше, но может оказаться подороже.

3. Первый ночлег в России, на следующий день - катание и ночлег в Финляндии. Еще один день катания и возвращение домой. В таком варианте есть возможность покататься на двух разных горках. Выезд в пятницу, возвращение в воскресенье.

4. Аналогично варианту 3, но с двумя ночевками в Финляндии в одном или разных местах. Но здесь главная сложность в том, что, выезжая в пятницу после работы (не раньше 17-18 часов), в Финляндии оказываешься уже достаточно поздно и возможны проблемы на ресепшен. Далеко не все финские отели открыты круглосуточно.

И еще одно немаловажное обстоятельство. Я не готов тратить большие деньги на такую поездку, и бюджет на двоих более 70 евро в день для меня кажется нецелесообразным. Скипасы на подъемники для двоих стоят около 40 евро. Бака, заправленного на границе, хватает для разъездов по Финляндии. Питание мы привыкли готовить себе сами, а вот цена двушки в финских отелях начинается от 60 евро. Более бюджетные домики-коттеджи выгодны для больших компаний, и в них есть проблемы с заселением в позднее время.

Размышляя на тему бюджетного проживания зимой в Финляндии, я наткнулся на интересный сайт http://www.hihostels.com/ - хостелы по всему миру, и неожиданно оказалось, что в Финляндии, кроме известных хостелов в Хельсинки и Турку, есть очень много и в других местах. Цена за двухместный номер без белья и с удобствами на этаже колеблется от 30 до 60 евро. Здесь я и подобрал хостел в маленькой деревне Pappinen в 60 км от Химоса. Забронировал по e-mail номер на двоих за 28 евро, предупредил хозяев, что мы придем к 22-00 по финскому времени.

Поездку спланировали так, что выедем из дома в субботу не очень рано, а в воскресенье покатаемся на лыжах и вернемся домой. Маршрут http://tikho.autotravel.org/Fotki/Himos2005/HimosMap.htm.

29.01.2005. Выспавшись после тяжелой недели, удалось выехать только в 11-30. Заправляю полный бак на Юкосе перед Выборгом, сворачиваю на объездную, а потом к Светогорску. КПП у съезда с объездной так окончательно и не убрали. Стоит знак "40", шлагбаум присутствует, но поднят. Рядом с лопатой копошится солдатик. Дорога до Светогорска хорошо расчищена до асфальта и вполне прилична - потряхивает, но больших колдобин нет. Скорость 80-100.

14-00. Российскую границу прошли за 3 минуты - это рекорд! Декларации (две туда и одну обратно) я заполнил еще дома - таможенник даже не попросил мои документы, просто проверил по своему компьютеру, а пограничник глянул на лыжи в багажнике и махнул рукой на выход. Помня недавнее обсуждение в конференции, я в декларации не записывал валюту, а на случай возможных вопросов все деньги отдал Вере.

А вот финны на пустом месте устроили небольшую очередь - со светофора запускали на таможню точно по две машины и включали зеленый только в тот момент, когда предыдущая пара уезжала. И это при том, что в домике работали оба окошка паспортного контроля. Итого - 20 минут на обе таможни.

На финской стороне за все два дня не встретили нигде признаков соли, хотя распространенное мнение, что финны вообще не используют соль - ошибочно. Иногда главные трассы все же поливаются солевым раствором. А в эти дни - основные трассы были расчищены до асфальта, но обледенелые и чрезвычайно скользкие. Особенно следует быть аккуратным при торможении перед перекрестками, пешеходными переходами и при выезде с боковых дорожек на главную трассу. При попытке разогнаться я шлифовал лед своими нешипованными шинами на первой, второй и третьей передачах, пока постепенно не набирал скорость. А все более мелкие дорожки с трехзначными и четырехзначными номерами - абсолютно белые и ровные.

Мы решили прокатиться через Пункахарью до Савонлинны, а оттуда уже мимо Миккели - к нашему ночлегу. От Иматры идем по 6 трассе, а потом сворачиваем на 14.

 Заехали перекусить на площадку с кафе где-то за Иматрой, и я умилился специальной загородке собачьего туалета, обозначенной соответствующей табличкой.

 На выезде из села Пункахарью справа - площадка с Opastus Information и водокачка на горке. На ней оборудована смотровая площадка с видом на удивительное явление природы - узкий и высокий песчаный хребет (эскер), разделяющий озера Пурувеси и Пихлаявесси. Уже смеркалось, да и, на первый взгляд, подхода и подъезда к башне не наблюдалось. Сразу после водокачки и железнодорожного моста на первой же развилке влево через переезд уходит узкая извилистая заснеженная дорожка 4792 длиной около 10 км с многочисленными площадками, проходящая по самому хребту эскера параллельно основной трассе 14. В самой высокой точке ее установлен какой-то обелиск, чуть дальше направо - указатель на "Lusta". Наверное, это означает какой-то музей или зону отдыха. Свернув туда, мы обнаружили домики и любопытный памятник типа "Откуда дровишки".

 Уже в темноте приезжаем в Савонлинну. Перекусываем в машине, в супермаркете покупаем колбасы на бутерброды и бутылку пива за 1-75 евро на вечер (в краткосрочные поездки в Финляндию спиртное ввозить нельзя вообще). Делаю несколько фотографий освещенной крепости и видов вечернего города.

Выезжаем по 5 дороге в сторону Миккели и Лахти и уже без остановок направляемся к месту ночлега. Проехав Миккели, сворачиваем с 5 трассы на 431, а потом на 616 к Joutsa. Движения на них практически нет, заснеженные дороги с плавными поворотами. В Ютсе пересекаем трассу 4 и по 610 дорожке через 10 км в Pappinen видим указатель влево "VAIHELAN TILA". Через 2 км прямо в лесу на берегу озера - две избы, хозяйская и собственно хостел. В доме расположены: одиночный номер, две двушки и один на 4-х человек. Две кухни, большая гостиная, душ и сауна. На весь дом - мы единственные посетители.

От Pappinen до Ямся, рядом с которым расположен горнолыжный курорт Химос - около 60 км. Утром продолжаем путь по 610 до выезда на трассу 9. Белоснежная дорога 610 извивается по крутым горкам, а потом пересекает протоку между озерами по вантовому мосту.

С 12-00 до 16-00 катаемся в Химосе. Здесь расположены две горки на расстоянии 2.5 км друг от друга - Pohjois Himos (Северный Химос) с перепадом 140 м и Lansi Himos. (Западный Химос) 120 м. Между ними постоянно курсируют бесплатные ски-басы. Еще на двух горах между ними уже более двух лет готовят новые склоны.

Скипасы единые на обе горы. Любопытны разнообразные тарифы.
Можно купить билет, действующий:
с 9-30 до 17-00, с 12-00 до 20-00, с 16-00 до 20-00, на 3 часа, на 6 часов, на 2-3-4 дня и неделю.
При этом в таблице тарифов не видно одного дня с 9-30 до 20-00.

Мы собирались купить билеты на 3 часа по 23 евро, но кассирша сказала, что билет с 9-30 до 17-00 стоит дешевле - всего 20 евро, хотя в таблице он был обозначен по цене 28 евро. Естественно, взяли такие и покатались на обеих горках с промежуточным перекусом.

 Сначала отправились на более высокую гору в Pohjois Himos. Здесь есть кресельный подъемник и два бугельных. Кресла движутся почти вдвое медленней бугелей, да еще приходится садиться на покрытые снегом сиденья и болтаться в них на ветру. Смысл в них есть, наверное, только при очередях на бугелях. Сама горка показалась не слишком интересной - пологие куски в верхней и нижней частях склона и только треть - более или менее крутая.

 Намного интереснее оказалась более низкая 120 метровая горка Lansi Himos.

Три красно-черных склона равномерной крутизны по всей длине - очень даже ничего. Пожалуй, они похожи на крутяк в Коли. Во всяком случае, на наиболее сложные места чайники вылезать не решались.

Правее расположен более низкий и пологий склон для чайников со своими бугелями.

16-00. Собираемся в обратный путь. От Химоса сначала едем по 9, а в Ямся сворачиваем на 24 в сторону Лахти. Обе эти трассы - чрезвычайно скользкие. Выезжая на девятку от Химоса, с большим трудом набираю скорость. Тем не менее, весь поток уверенно едет с максимально разрешенной скоростью 80-90 км/час. Что легковые, что грузовики и автобусы. Практически невозможно встретить кого-то, неторопливо рассекающего на скоростях 60-70. И почему-то никого не видно, отдыхающего в кюветах! Зато при выезде из Питера на совершенно ровном прямом, широком, расчищенном и совсем нескользком участке видели жуткую аварию - из останков легковой машины вытаскивали покалеченного пассажира, рядом лежало бездыханное тело, а еще одна окровавленная женщина сидела в шоке на земле. Похоже, что водитель машины пошел на обгон, надеясь, что встречная посторонится, и не рассчитал, или там оказался "профессионал" "У меня хрен проскочишь!". Еще одну сбитую насмерть женщину-пешехода увидели на обратном пути в Ольгино уже перед самым Питером.

А в Финляндии на той же 9 трассе поток, ехавший со скоростью около 90 догнал машину-чистилку, которая шла 70-80. И не нашлось ни одного джигита, который бы пошел на обгон. Весь поток, накапливая паровозик, так и двигался на протяжении километров 10.

Можно было бы просто ехать по трассам 24 - 12 - 6 через Лахти - Коуволу до Лаппеенранты. Но мы "срезаем" путь по более мелким дорожкам. В Vaaksy сворачиваем на 313, которая после пересечения в Vierumaki 4 трассы превращается в 363, и попадаем в Коуволу по 46 дороге. Выигрыша ни по времени, ни по расстоянию эта срезка не давала, но я люблю финские мелкие дорожки и зимой и летом, и, если время не поджимает, всегда стараюсь проложить маршрут именно по ним.

В Jaala останавливаемся сфотографировать красиво подсвеченную деревянную церковь 1878 г. на кладбище. Метет, дует сильный порывистый ветер, сотрясая штатив.

От Коуволы уже без отклонений едем по 6 трассе до Лаппентранты и к переходу в Брусничное. Шестерка расчищена и, в отличие от других главных трасс, совсем нескользкая. На участках с ограничением 100 даже находились отдельные "горячие финские парни", которые довольно резко обгоняли "неторопливый" поток, двигавшийся 90.

20-20. Границу переходим в Брусничном. В эту сторону на финскую таможню потратили всего 3 мин - вот результат того, что светофор на въезде постоянно горел зеленый. Зато российская таможня заняла 20 мин - женщина в паспортном контроле умудрилась создать очередь из 3-х человек на 10 минут. К тому же, российские таможенники более всего были озабочены поиском попутки, которая бы довезла их до Выборга.

Многокилометровой очереди фур со стороны финнов, поразившей нас в декабрьской поездке, на этот раз не было, но зато на российской стороне эта очередь протянулась на 6 км. Это явление на финско-российской границе я наблюдаю уже много лет, и каждый раз у меня возникают недоуменные вопросы:

Кому выгодно это издевательство над водителями фур и экономические потери от простоя?

Какие объективные причины мешают устранить это недоразумение?

Если объективные причины действительно не могут быть устранены все эти годы, то, может, следует цивильно организовать это явление? Например, расширить подъезды к границе, обустроить туалетами и кафе, или организовать отстойник где-то в стороне. Ведь все это выглядит одинаково безобразно, как на российской, так и на финской стороне.

Состояние трассы "Скандинавия" от Выборга до Петербурга было просто идеальное - совершенно чистая и не скользкая, она позволяла без напряжения ехать со скоростью около 110. И даже грязь почти не летела на стекло. Больше мне гнать не хотелось, т.к. в глазах еще стояли последствия вчерашней аварии, да и сильный порывистый ветер швырял машину из стороны в сторону.

В 23-30 приезжаем домой.

Бюджет поездки:
Хостел в Pappinen - 28 евро
Продукты в супермаркете в Савонлинне
(бутылка пива и колбаса) - 5-43 евро
Скипасы на подъемники в Химосе - 40 евро
Гринкарта на 15 дней - 10 евро
Бензин 1100 км при расходе 7.3 л - 970 руб = 26 евро
Итого - 110 евро

Ссылки:
http://www.vaihela.com - сайт хостела
http://www.himos.fi - сайт Химоса
http://www.hihostels.com - европейские хостелы

-webcam-
-foto-


Обзор курортов Южной Финляндии || Обзор курортов Финляндии в сезоне 2013-2014
 
Отзывы

Рейтинг курортов
Горнолыжные туры в: